Об организации профориентационной работы в ГАУЗ « ДРКБ» среди молодежи по популяризации профессии медицинского работника
Профориентация на медицинские профессии
«Миру нужны ещё 4 миллиона медиков, чтобы справиться с «хроническим дефицитом» их во многих странах»
Об этом говорится в докладе Всемирной организации здравоохранения. Серьезная нехватка врачей, медсестер и санитаров наблюдается в 57 государствах мира.
Выбор профессии является одним из ответственных моментов, определяющих весь дальнейший жизненный путь человека. Поскольку в жизни все взаимосвязано, правильно выбранная профессия оказывает влияние на все остальные сферы жизни. Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество.
Профессиональная ориентация - это оказание человеку помощи в профессиональном самоопределении, то есть в выборе профессии, наиболее отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и способностям человека, профессии, которая соответствует потребностям и возможностям человека и запросам рынка труда.
Анализ реальных жизненных ситуаций показывает, что наиболее трудным для молодого человека является переход от общеобразовательной школы к профессиональному труду, который как раз и приходится на подростковый возраст - время, когда человек принимает принципиальное решение о выборе профессионального пути.
Что означает правильный выбор профессии?
Каждый человек, выбирая себе будущую профессию, руководствуется разными мотивами: доступностью обучения, легкостью поступления в учебное заведение, её престижностью, высокой зарплатой, ориентируются на хорошие условия труда или следуют указаниям родителей.
Исследования, проведенные психологами, показали, что около 40% молодежи выбирают профессию или учебное заведение, руководствуясь собственными интересами, а не иными мотивами.
Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, человеку необходимо сориентироваться в трех вещах:
- во-первых, необходимо определить свои профессиональные интересы и склонности, т.е. условно это можно назвать «я хочу»;
- во-вторых, оценить свои профессионально важные качества: здоровье, квалификацию, способности, которые определяют профессиональную пригодность и возможности, то, что условно можно назвать «я могу»;
«Сначала делать людей, а потом специалистов», - считал гений отечественной медицины Н.И. Пирогов; придется согласиться с тем, что подросток сперва должен стать личностью, а только потом специалистом, особенно в области медицины. Врач должен не только обладать всеми положительными личными качествами, но быть достаточно сильным и волевым человеком.
Важный принцип медицинского образования - непрерывное обучение и самообразование.
В медакадемии учатся 6 долгих лет. На первых трех курсах изучаются фундаментальные науки: морфология (нормальная, патологическая и топографическая анатомия, гистология), общая биология с паразитологией и медицинской генетикой, нормальная и патологическая физиология, много химии и физики, гуманитарный блок представлен медицинским латинским и иностранным языком, изучается история медицины, история России, философия. Особое место занимает фармакология.
Затем студенты приступают к изучению пропедевтической медицины. Здесь «у постели больного», как завещал М.Я. Мудров, изучаются симптомы и синдромы, то есть признаки различных болезней, приемы их распознания, практические навыки врача: перкуссия - выстукивание, аускультация - выслушивание, пальпация - прощупывание, визуализация - рассматривание, а главное - искусство расспроса, выяснения жалоб, сбора анамнеза. Есть мнение, что в русском языке слово врач, произошло от «врать», то есть владеть искусством говорить, уговаривать, заговаривать.
Дальнейшее изучение медицины происходит на клинических кафедрах: внутренних болезней, педиатрии, хирургии, инфекционных болезней, акушерства и гинекологии, глазных болезней, отоларингологии и многих других. Необходимо заметить, что независимо от выбранной специальности, все будущие врачи должны изучать абсолютно все дисциплины от гигиены до медицинской статистики. Специализация, более глубокое изучение отдельных дисциплин происходит только на шестом курсе - в субординатуре. Продолжение профессионального обучения происходит в ординатуре, когда дипломированный врач ещё 2 года изучает свою будущую специальность. Только после этого начинающий специалист может быть допущен к самостоятельной работе. Итого долгих 8 лет.
Каждому, кто ступит на этот путь, необходимо узнать истоки формирования медицинских профессий, основ становления и создания традиций в медицине.
В современном мире специалисту необходим очень широкий круг знаний. Кроме специальных медицинских знаний очень важны основы законодательства, экономики, информатики, вычислительной техники, основы планирования и финансирования, медицинского страхования, основы медицинской психологии, маркетинга медицинских услуг.
План профориентационной работы ГАУЗ « ДРКБ» среди школьников общеобразовательных школ по популяризации профессии медицинского работника, выбору высших и средних медицинских образовательных учреждений
№ |
Мероприятия |
Ответственный |
Сроки |
---|---|---|---|
1 |
Освещение в СМИ о деятельности ДРКБ ( будни больницы, новые технологии, люди и др. ) |
Нимаева Д. В. |
постоянно |
2 |
Работа среди работников ДРКБ по вопросу о продолжении династии медицинских работников с поощрением родителей |
Начмед |
постоянно |
3 | Отбор молодежи для направления в высшие и средние медицинские образовательные учреждения в рамках целевого набора | ОК | Апрель-май |
4 | Рабочие встречи в школах ( классные часы, родительские собрания ) | Работники больницы ( врачи , медсестры) | постоянно |
5 | Поощрение волонтерской работы школьников и студентов в больнице | Зав. отд. | Постоянно |
6 | ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ В ДРКБ ( экскурсии по больнице) |
ОМО Зав. отд. |
Октябрь апрель |
7 | Работа по привлечению ветеранов к работе с молодежью | ОК | постоянно |
8 | Сотрудничество с СОШ № 49 по вопросам профориентации на медицинские профессий | ОМО | постоянно |